Компьютерная модель движения тела на языке Lasarus

На основе формальной модели, описывающей движение тела, брошенного под углом к горизонту к горизонту, создадим компьютерную модель с использованием системы программирования Lasarus.

1 этап. Описательная информационная модель.
В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в стенку определенной высоты, находящуюся на известном расстоянии.

2 этап. Формальная модель.
Для формализации модели обозначим величины:

  • начальную скорость мячика – v0;
  • угол бросания мячика – α;
  • высоту стенки – h;
  • расстояние до стенки – s.

Изобразим график движения мячика:

Используем известные из курса физики формулы равномерного равноускоренного движения для определения координат мячика. Дальность x и высоту y при заданной начальной скорости v0 и угле бросания α для любого момента времени t можно вычислить по формулам:

x = v0 * cos(α)*t;
y = v0 * sin(α)*t–g*t^2/2.

Чтобы определить, попадает ли мячик в стенку, необходимо вычислить его координату y в момент времени, когда он будет находится на расстоянии s. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s:

t = s/v0*cos(α)

Подставляем это значение времени t в формулу для вычисления координаты y. Получаем l – высоту мячика над землей на расстоянии

s:l=s*tg(α)-g*s^2/2*v^2*cos^2(α).

Формализуем попадание мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты мячика l будет удовлетворять условию в форме неравенства:

0 ≤ l ≤ h

Если l < 0, то это означает «недолет», а если l > h , то это означает «перелет».

3 этап. Компьютерная модель.

4 этап. Компьютерный эксперимент.
Запустить проект и ввести значения начальной скорости, угла бросания, расстояния до стенки и ее высоты.
Щелкнуть по кнопке Бросок. В поле меток будут выведены значение координаты мячика и результат броска
Щелкнуть по кнопке Траектория. В графическом поле появится траектория движения тела.
Задание 1.
Скорость – 18 м/с
Угол бросания — 340
Высота стенки – 1 м
Расстояние — 30 м
Вычислить высоту попадания мячика в стенку.

5 этап. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.
Проанализировать полученные результаты, с корректировкой исследуемой
модели.

6 этап. Визуализация формальной модели.



Автор статьи – Левщанова Татьяна Михайловна

Пожалуйста, оцените эту статью:
Голосов: 775